?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Вчера в Центре Мейерхольда танцовщик из Швейцарии со смешным именем Foofwa d’Imobilité (урожденный Frédéric Gafner) показал лекцию-перформанс по истории танца. Длилась лекция, как и положено академической паре, 120 минут. За это время мы узнали многое про балет - от Короля-Солнца до Мистера Б, кое-что про Мерса Каннингема, Лой Фуллер, Рут Сен-Дени, Айседору Дункан, Рудольфа Лабана, Марту Грэм и танец постмодерн. Получилась ось истории, на которую в хронологическом порядке нанизаны танцовщики и стили. Прием, в общем-то, не новый: многие танцовщики и перформеры пользуются историей танца и ее персонажами для обучающих целей и даже для создания спектакля. Недавно на фестивале ПРОтеатр в том же ЦИМе "особый" театр из Франции показал как раз такой спектакль, где присутствовала и Айседора, и другие персонажи из пантеона современного танца. Но у Фуфвы этот прием прекрасно мотивирован: воспитанный как классический танцовщик, Фуфва потом совершенствовался и в модерне, и в труппе Мерса Каннингема. Другие стили и танцы - например, хореографию Дункан - он разучивал для спектакля со специалистами. А потому, рассказывая историю танца английским языком, он с документальной точностью повествует о ней языком тела. Точнее, его тело - это архив разных стилей танца ("Dancers as Archives" - термин Ramsay Burt). Глядя на такое углубленно-телесное знание истории танца, обычные лекторы вроде меня отдыхают в сторонке. Увы, у моего тела нет такой памяти разных стилей (в лучшем случае - только одного), как у Фуфвы с его танцевальным опытом.

Кроме знания, словесного и телесного, у танцовщика еще и незаурядные музыкальность - он сам подпевает себе, когда танцует разные партии - и чувство юмора. Спектакль называется "Конденсированные истории", по-французски "Histoires condensées" или "Histoires con-dansées". В последнем написании слышатся и слово "danse"-танец и слово "con" - дурак. Иначе говоря, это истории о танце, рассказанные шутом, клоуном. Что, конечно, снижает пафос, например, того же балета. Когда Фуфва танцует антре Аполлона из балета Баланчина "Аполлон-Мусагет", он показывает сначала нормальную хореографию, а потом то же, но "рыгая" и "пукая". Или рассказывает про яйца Нижинского. А что? В конце концов, танцовщики не нарисованные, а обычные люди, и их тело обладает такими же как у обычных людей телесными проявлениями. Но только клоун c дурацким именем Фуфва осмеливается вам это со сцены показать. И, честно признаюсь, отбросив ложный стыд, я веселилась от души.

Меня порадовала публика, почти стопроцентно молодая, которая с полуслова и полужеста понимала, какого именно танцовщика и стиль демонстрирует сейчас Фуфва. Не прошли даром усилия коллег, включая вашу покорную слугу, много лет подряд рассказывающих и пишущих про историю современного танца. А те из зрителей, кто не в теме, с удовольствием вчера к этой истории приобщился. За два часа stand-up'a Фуфва аудиторию не просто напичкал словесно-телесным знанием, но еще самым кинестетическим образом наэлектризовал. Даже переводчица делала балетные жесты, а зрители кричали, как публика на премьере "Весны священной", и хотели взлететь, как Нижинский в "Видении розы". Браво, Фуфва, и спасибо за твою неакадемическую пару.

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel